14:20 

Пещеры Спящая Красавица и Колонок, гора Змеиная, Приморский край

В Шкотовском районе карстовые образования расположены преимущественно в долине р. Артемовки. В верхнем ее течении в пределах Уссурийского государственного природного заповедника находится гора Змеиная - ярко выраженный древний, позднепермского возраста (252 млн.лет назад), закарстованный риф. Гора Змеиная является геологическим памятником природы (Уникальный геологический объект) - это один из видов памятников природы (особо охраняемых природных территорий).

По интенсивности проявления карста г. Змеиная занимает первое место среди аналогичных рифогенных массивов. На ее юго-восточном склоне в результате вскрытия центральной части рифа, как на срезе, видны тыльные участки древних пещер, привходовые части которых срезаны денудацией (по простому – снос, разрушение верхних слое горных пород).



Форма их самая различная - гроты, туннели, арки и т.д. Стены и древние натеки этих полостей выветрелые. В нижней части склона г. Змеиной располагаются более молодые пещеры - Спящая Красавица и Колонок. (www.geomem.ru/mem_obj.php?id=12388).

Вход в пещеру Спящая Красавица находится примерно на высоте 3-х этажного дома, подъем к нему довольно крутой и зимой только так:



под опавшей листвой - лед, и подниматься, и тем более спускаться, без дополнительной страховки довольно опасно.

Пещера "Спящая Красавица" была очень популярна среди туристов, но после окончательного закрепления в 1973г. границ Уссурийского заповедника, присоединения к нему шкотовских земель с образованием Суворовского лесничества, доступ к ней закрыт. По инициативе Приморского филиала Географического общества гора Змеиная была включена в охранную зону Уссурийского заповедника им. В.Л. Комарова. Посещение возможно только с разрешения дирекции заповедника, тем более, что дорога к ней лежит через кордон заповедника. Хотя даже до полного закрытия доступа к горе Змеиной доступ в пещеру Спящая Красавица пытались ограничить, чтобы защитить от вандалов, установив на входе железную дверь.



Дата открытия пещеры Спящая Красавица не известна (и далее по тексту с моими дополнениями взято отсюда: kedr.primorye.ru/biblio/nature/shkotovskogo/). Впервые она упоминается в статье В.Сахно, Л.Бардукова. В 1959 г. ее описал С.Н.Анищик и назвал пещерой Махилиса, по названию живущих в ней насекомых (по словам нашего гида в ней живут безглазые сверчки, которые пережили ледниковый перирод). В мае 1965 г. ее посещают Е.Г.Лешок и В.И.Шабунин, находят в ней скульптурные изображения и переименовывают в пещеру Спящая Красавица.

Пещера представляет собой широкую (до 5 м) галерею высотой до 5,5 м с двумя ответвлениями. Заканчивается она узким (0,6 м в диаметре) лазом, приводящим в маленький зал, на стене которого и находится изображение "Спящей Красавицы".



Общая длина пещеры 37 м. В ней широко развито известковое тесто - белоснежное натечное образование мягкой консистенции.



Именно на этих натеках и были вырезаны изображения, обусловившие популярность пещеры. Наиболее знамениты три изображения - "Спящая Красавица", "Воин", и "Демон".

Пещера была осмотрена известными археологами А.П.Окладниковым, Э.В.Шавкуновым и Д.Л.Бродянским. Они сделали вывод о древнем происхождении изображений, но разошлись во мнении относительно их возраста, назначения и количества. Так, Э.В.Шавкунов считал "Спящую Красавицу" буддийским божеством - богиней Авалокитешварой и датировал второй половиной XII - началом XIII веков. А.П.Окладников полагал, что пещера Спящая Красавица "..была пещерным святилищем в честь предков, основателей правящего рода какой-то народности Приморья, живших здесь еще до Бохая".Само изображение "Спящей Красавицы" он считал мужским - божества-воина. Д.Л.Бродянский утверждал, что это храм, основанный бродячими монахами на месте пещерного святилища местного населения. "Спящую Красавицу" он считал изображением служанки. Расходятся мнения археологов и в количестве древних скульптурных изображений. Если Д.Л.Бродянский считал подлинными 9 скульптур, Э.В.Шавкунов - 4, то А.П.Окладников пришел к выводу, что изображение ""Демон" - современное; таким образом, к древним он относил лишь два. Специализирующийся на раскопках в пещерах археолог В.А.Татарников высказал сомнение по поводу древнего возраста изображений.

Ю.И.Берсенев писал о невозможности сохранения в первозданном виде на протяжении восьми веков изображений, выполненных на активно растущем известковом тесте, - они должны заплыть более поздними слоями. Так как споры не утихли, для уточнения возраста из натека, на котором вырезано изображение "Спящая Красавица", непосредственно из-под шейной части изображения Ю.И.Берсеневым были отобраны образцы для радиоуглеродного датирования. Получившееся отверстие было заделано тонированным гипсом. Из отобранного материала получены две радиоуглеродные датировки - 290+70 и 405+90 лет (КП 1902 и 1903, анализировал Н.Н.Ковалюх). Эти даты являются усредненным возрастом известкового теста в интервале от 9 до 2 см от поверхности изображения. В ходе роста натека могли быть относительно длительные перерывы, обусловленные различными причинами, например, изменение площади входного отверстия. Именно ими, вероятно, следует объяснить относительно древний возраст натека по сравнению с предполагавшимся. При этом необходимо учитывать, что берется отсчет от поверхности изображения, а не от первоначальной поверхности натека.

Полученные датировки еще раз доказывают, что изображения не могут относиться к древним. Учитывая отсутствие в дальнейшем на территории Приморья высокоразвитых культур, вплоть до XIX века, способных создать столь высокохудожественные творения, можно считать доказанным, что изображения сделаны туристами в период с 1961 по 1965 годы, т.е. в период между последним посещением пещеры С.Н.Аникиным и открытием изображений Е.Г.Лешком.

Даже не знаю к какой категории отнести вот этого пещерного представителя:



к высокохудожественным творением жителя XX века или к творению природы.

А вот это творение самой природы:



конечно с попытками вандалов увековечить себя в истории.

По поводу рукотворности изображения Спящей Красавицы, Воина и Демона ничего сказать не могу, они находятся во втором зале, в который ведет очень узкий и неудобный по расположению лаз, я просто побоялась что мои нижние 120 в нем застрянут и будет как в известном анекдоте: "ты бы еще ванну с собой захватила". Хотя судя по фото Спящей Красавицы, я бы сказала, что это природный натек доведенный до ума человеком.

Пещера Колонок была открыта Е.Г.Лешком в 1965 г. Вход распологается практически у подножия горы и ведет вниз.



Он кажется достаточно узким, но хорошо проходимым и даже не ползком. Далее идет небольшой туннель, который раздваивается и через несколько десятков метров вновь сходится:


(вот за это я и люблю посещать пещеры именно зимой, ледяные сталагмиты в рост человека)

Длина полости 29,5 м. В ней имеются сталактиты, кораллиты и известковое тесто.


(Сталактиты. Учитывая обломанные наполовину кончики, самую малую скорость роста и не принимая во внимание возможную остановку роста по каким либо-причинам возраст этих сталактитов около 2000 лет, вандалы обломали кончики которые росли в течение 1000 лет. Скорость роста сталактитов взяла отсюда: libtime.ru/speleologiya/stroenie-stalaktitov.ht...).


(кораллиты)


(известковое тесто с кораллитами)

В пещерах Спящая Красавица и Колонок обнаружена троглобионтная фауна. Я встретила только пещерных бабочек.



Местами кажется что пещера рукотворного происхождения:



Эти ниши так и ждут, когда по ним проложат кабель или трубы. Вероятно, несколько миллионов лет назад пещера являлась руслом подземной реки. Да и сейчас в ней достаточно сыро, откуда-то поддавливает воду и местами, для облегчения прохода, набросаны доски. Летом по полу пещеры, наверное, разливается целое море, раз даже зимой стоят лужи.



Спелеологическое исследование горя Змеиной проводило ВладСпелео.

Более шикарные фото пещеры Спящая красавица можно посмотреть здесь и здесь .

@темы: Достопримечательности Приморского края, гора Змеиная, пещера Колонок, пещера Спящая Красавица

URL
   

Terra

главная