07:42 

Удивительный Алтай.

Давно хотели побывать на Алтае. Останавливало нас не только стоимость предлагаемых туров, но и их программы. Отдыхаем мы всегда, как правило, всей семьей, а семья у нас состоит не только из людей с разной физической подготовкой, но и с разным состоянием здоровья, так что активные туры нам не подходили по состоянию здоровья старшего поколения, а в так называемых «турах комфорт» более активных членов семьи не устраивала программа. Так что пришлось зарыться в поисковики, для выбора оптимального для всех варианта. Может быть, мой опыт поможет кому-то еще, кто мечтает побывать на Алтае, но его останавливают те же причины, что когда-то останавливали и нас.

Вообще самым оптимальным было бы приехать на своей машине, потому что Телецкое озеро, Большую Тавдинскую пещеру, Манжерок, Чемал, Патмос, дендрарий в с.Алтайском, Камышлинский водопад, водопад Девичьи слезы, урочище Че-Чкыш, святилище Калбык-Таш, Голубое (Гейзеровое, серебряное) озеро и многое другое можно посетить самостоятельно, до всего этого можно доехать по прекрасной асфальтированной дороге и при этом никто не будет подгонять вас по времени, здесь вы сами себе хозяева, потратите на посещение объекта столько времени, сколько посчитаете нужным, а не столько, сколько отведено на посещение данного объекта туристической фирмой. Такой вариант конечно заманчивый, но так как нас отделяет от, например, Горно-Алтайска около 6000км автодорог, он нам не подошел, после такого марш-броска на машине (водитель у нас только один – я), уже никакого активного отдыха бы не захотелось, по крайне мере мне.

Поэтому сначала мы зарылись в карты с указанием баз и тур/комплексов Алтая, поначалу возникала путаница, потому что вечно забывали, что Республика Алтай и Алтайский край – это две разные административные единицы. Искали места с наибольшей концентрацией баз в одном месте, как бы нам не нравилось большое скопление туристов, но только в таком месте была 100% гарантия ежедневных выездов на какой-либо туристический объект. Потом по названиям баз искали их сайты, если таковые имелись, и там смотрели способы добраться и предлагаемые услуги и экскурсии. Наличие своего сайта при выборе базы было обязательным условием, потому что предпочитаем заказывать все напрямую, без посредников (т.е не через тур/операторов), так как посредники, как правило, указывают свои телефоны, а не телефоны тур/баз, да и информация об экскурсиях, предлагаемых той или иной базой, как правило, не соответствует действительности. Хотя на практике оказалось, что и список экскурсий выложенных на сайтах туристических баз тоже, мягко говоря, далек от действительности, как и стоимость этих экскурсий.

Выбор наш пал на район оз.Ая (п.Катунь и с.Ая). Во-первых, добраться туда, благодаря регулярным рейсам автобусов, не составляло труда. Во-вторых, в этом районе предлагался самый большой выбор экскурсионных программ (на сайте одной из баз было более 40 однодневных «сухопутных» туров, по факту оказалось чуть больше 20 пересекающихся экскурсионных программ, включая рафтинг и моторафтинг, обломс однакос). И, в-третьих, близость Горно-Алтайска (36км) - это на тот случай, если бы не удалось записаться на экскурсии непосредственно на базе, то можно было бы связаться с фирмой Горно-Алтайска, есть там одна, которая летом ежедневно совершает выезды по разным направлениям и, по крайней мере, неделя активного и не очень отдыха была бы нам обеспечена. Турбазу мы выбрали семейную, со всеми удобствами в номерах, с бассейном, лечебным центром и включенными в стоимость завтраками. Бассейн и лечебный центр - чтобы было чем заняться тем, кто не едет на экскурсию, завтрак (шведский стол) – чтобы хоть раз в день не заморачиваться по поводу еды, ну а статус семейной базы гарантировал тишину по ночам, с этим не прогадали, музыку включали только в период работы бассейна и его уборки с 10 утра до 21 вечера, потом наступала блаженная тишина (никогда не понимала людей, которые приехав отдыхать на природу, врубают на полную громкость музыку, звуки природы надо слушать, а не воссоздавать грохот большого города, из которого выбрались).

Добирались мы до Новосибирска самолетом, с Новосибирска до Горно-Алтайска рейсовым автобусом. Между Новосибирском и Горно-Алтайском два раза в неделю летает АН-24, который в зависимости от модификации берет на борт от 44 до 52 пассажиров, там свои ограничения на провоз багажа и, соответственно, перевес, не знаю как на Алтае, а у нас в такие самолеты весь багаж тащишь сам и досматривается он как ручная кладь, поэтому мы и выбрали автобус.

Из аэропорта Толмачево до ж/д вокзала и автовокзала Новосибирска каждые полчаса (например, в 8-00, 8-30, 9-00 и тд.) ходит рейсовый автобус № 111Э (остановка у него прямо напротив выхода из терминала внутренних авиалиний), стоимость проезда 38 руб., провоз сумки в багажном отсеке тоже 38 руб. Если бы не было пробок, то время в пути до автовокзала (конечная точка маршрута) составляло бы 50-55 минут, мы ехали примерно 1 час 20 минут, хотя больших пробок на дороге не было, просто в паре мест затрудненное движение. Из аэропорта автобус сначала идет на ж/д вокзал, там он стоит, выжидая своего времени, от ж/д вокзала он уходит тоже точно по расписанию, через те же 30 минут (например, в 8-30, 9-00 , 9-30 и тд.), и если он отъедет от аэропорта, например, в 8-00 и придет на ж/д вокзал в 8-25, то оправится дальше на автовокзал в 8-30, а вот если придет на ж/д вокзал в 8-35, то будет там стоять 25 минут и отправится дальше только в 9-00, поэтому, если вы из аэропорта отправляетесь на автовокзал, то смотрите, есть ли у вас запас по времени, иначе можете опоздать на автобус. Кстати в аэропорту в зале выдачи багажа дежурит представитель автоперевозчика, который там же, на месте, формирует группы для отправки по разным направлениям. Когда мы получали багаж он при нас, буквально за 5 минут, собрал более 10 человек до Горно-Алтайска, у нас уже были куплены билеты на рейсовый автобус, поэтому ценами и транспортом я не интересовалась. Если вы решитесь воспользоваться его услугами, то в первую очередь уточните, на чем вас повезут, потому что ехать около 9 часов на ПАЗике удовольствие ниже среднего, после него будете только сутки отлеживаться.

Из Горно-Алтайска в с.Ая (через п.Катунь) каждые 2-3 часа ходит рейсовый автобус № 418 (ПАЗик) (до п. Катунь – 70 руб, до с. Ая – 80 руб), останавливается он рядом с автовокзалом Горно-Алтайска, его точное расписание можно уточнить на той базе, где вы решите отдохнуть, но если вам буквально «на пальцах» не объяснили на какой остановке надо выйти и как дойти до нужной вам базы, то лучше, если не жалко денег, потратиться на такси (700 руб.). Кстати билеты на автовокзале в Горно-Алтайске на междугородние автобусы начинают продавать всего за 5 дней, а провоз багажа можно оплатить только в день поездки и безналичного расчета там нет. Покупать билеты рекомендую заранее, в день отъезда их может уже и не быть. Нумерация мест у автобусов, приписанных к Горно-Алтайску довольно оригинальная, никогда с такой не сталкивалась. Первые шесть мест идут без номера, потом нумерация начинается, как положено с 1 и заканчивается 37 (автобус 43 местный, по крайней мере тот, который ходит по маршруту Горно-Алтайск – Новосибирск), но билеты на места №№ 38 и 39 все же продаются, поэтому если у вас билеты на эти места, пугаться не стоит - на крыше ехать не придется, как и бежать следом за автобусом, возвращайтесь в начало автобуса и смело занимайте либо 1, 2 место (на них билеты не продают), либо места без нумерации (а вот на них билеты продаются, только они идут без номера, поэтому удивляться не стоит, если вам такие достанутся).

PS: Если вы безлошадные и выбрали себе базу через туроператора, то вам наверняка предложат дополнительную услугу по доставке из Новосибирска/Бийска/Барнаула и тд. (она осуществляется только по пятницам, потому что турфирмы настаивают, видимо кооперируясь друг с другом, на пятничных заездах, на самом деле если вы будете заказывать номера непосредственно на самой базе, то день заезда не привязан ко дню недели, заезжайте хоть во вторник). Автобусы до баз в районе оз.Ая идут ночью, прибывают они на место в 7-00 утра, обратно уходят в 12-00. Заселение на всех базах с 11-12 час., выселение в 9-00. Поэтому прежде чем воспользоваться данной услугой решите, готовы ли вы после ночи в пути просидеть 4-5 часов на чемоданах под администрацией той или иной базы в ожидании заселения, да и после выселения 3-х часовое сидение на чемоданах в ожидании обратной поездки тоже мало кому доставит удовольствие.

Итак, вы заселились в выбранный вами номер, на выбранной базе и готовы посмотреть все, до чего могут дотянуться ваши загребущие ручки и дойти спотыкающиеся ножки. Поинтересуйтесь у администратора, где можно записаться на экскурсии. На некоторых базах есть собственные гиды, и они сами организуют туры, на некоторых сидят представители турфирм (в том районе я насчитала три турфирмы). Если вам не повезло, и на вашей базе нет ни тех, ни других (вероятность этого стремится к нулю), то достаточно выйти на дорогу и немного по ней пройтись, как вы сразу же наткнетесь на представителя какой-либо из трех турфирм, да и заглянуть на другие базы в поисках информации не помешает. Рекомендую взять у всех список предлагаемых экскурсий, чтобы спокойно их изучить на досуге. Все фирмы предлагают практически одинаковый список объектов, хотя небольшие отличия все же имеются. Первые пару дней, пока идет адаптация (особенно если вы житель большого города и привыкли дышать грязным воздухом) рекомендую выезжать на короткие маршруты. Так же рекомендую записаться на все длительные маршруты, рассчитанные на 8-14 часов, они более информативные, насыщенные и интересные. Записываться на длительные маршруты лучше всего у одной турфирмы, так как если в сумме они охватывают одни и те же объекты, то компоновка их у разных фирм немного отличается, и если вы запишетесь на два разных длительных тура у двух разных фирм, то наверняка какой-то объект посетите дважды, а какой-то объект выпадет из зоны вашего внимания. Приехавшим на своих автомобилях и самостоятельно посещающих достопримечательности Алтая, тоже рекомендую выкупить какой-нибудь продолжительный тур (самый интересный на мой и не только взгляд - «Удивительный Алтай»), узнаете много нового, о чем никогда бы не догадались или не обратили бы внимания. Например, по дороге из Новосибирска в Горно-Алтайск мы обратили внимание на стоящие на больших ровных лугах высокие заборы, которые практически ничего не огораживали, они просто внезапно начинались у какого-нибудь овражка, тянулись на несколько километров вдоль дороги и так же внезапно заканчивались у другого овражка. Так как ничего подобного раньше мы не встречали, то первое, что пришло нам на ум – это места выпаса лошадей и чтобы табун на всей скорости не вылетал на дорогу такие заборы и понаставили. Об их значении нас просветил таксист, который вез нас из Горно-Алтайска в с.Ая. Оказывается, такие заграждения на равнинной части Алтайского края в степной природной зоне ставятся из-за частых буранов, чтобы хоть как-то защитить дороги от заметания снегом. А проезжая уже по Чуйскому тракту, если бы с нами не было гида, никогда бы не обратили внимания на курганы, потому что привыкли – раз курган, значит должна быть насыпь, а тут просто темные участки растительности среди светлой травы, может быть когда-то насыпи и были, но видимо за тысячи лет рельеф сгладился, а сами курганы постепенно заросли более темной травой.

Маршруты, предлагаемые в районе с.Ая/п.Катунь практически все экскурсионные, без ограничения по возрасту и состоянию здоровья, чтобы найти активный маршрут придется побегать – это связано с контингентом отдыхающих, очень много людей пожилого возраста и семей с детьми. И хотя маршруты все легкие, но все же гипертоникам нужно поберечь себя, даже если вы себя прекрасно чувствуете не стоит подниматься к водопаду Девичьи слезы (он прекрасно виден с дороги)



или посещать урочище Че-Чкыш (окрестности там довольно живописные, можно прогуляться по округе, пока остальная группа прыгает по горам), иначе веселая ночка с высоким давлением вам будет обеспечена.


(водопад в урочище Че-Чкыш)

Комплекс из сотен наскальных рисунков — петроглифов,



древнейшие из которых дотируются 8 тысячелетием от Рождества Христова, расположенный в урочище Калбык-Таш для гипертоников и астматиков тоже может оказаться недоступным. Хотя высота, на которую предстоит подняться - небольшая, экскурсовод передвигается медленно, делая длительные остановки, но часть тропы довольно крутая, придется в одном месте карабкаться по скалам.

Большая Тавдинская пещера, или правильнее будет сказать Большая Талдинская пещера, так как комплекс Талдинских пещер получил свое название от когда-то существовавшего в этом месте поселения Талда, находится на территории т/к «Бирюзовая Катунь». Она легкодоступна и оборудована для посещения туристами, но чтобы до нее добраться необходимо от подножия скалы подняться на высоту 10-ти этажного дома.



Так что прежде чем покупать билет решите, готовы ли вы осуществить подобный подвиг, но даже если вы вскарабкаетесь на эту высоту (лестницы имеются), на этом испытания для вашего организма не закончатся. Пещера сквозная, чтобы попасть ко второму выходу необходимо пройти метров десять по узкому лазу, из них метра три – гусиным шагом (уроки физкультуры в школе помните? что такое гусиный шаг представляете?), остальные 7 метров – согнувшись и полуприсядя, чтобы не разбить голову о камни (а пол в том месте очень скользкий).


(начало лаза)

У меня при посещении этой пещеры местами возникало очень большое сомнение по поводу ее естественного происхождения, особенно глядя на эту каменюку у второго выхода



Ее края идеально повторяют очертания стен пещеры, но не на самом выходе, а на пару метров ниже (на втором выходе туннель пещеры, сужаясь, резко уходит вниз). Версия о том, что этим камнем древние люди с помощью рычагов закрывали вход в пещеру (весит она не менее тонны), конечно хороша, но мне интересно, каким образом эта каменюка первоначально оторвалась от стен, открыв проход, и вылетела на несколько метров вверх, как пробка из бутылки.

Канатно-кресельный подъемник на вершину Малая Синюха (Манжерок).



Постарайтесь изыскать способ посетить Манжерок самостоятельно, либо найти фирму, которая не ограничивает время на посещение объектов расположенных в Манжероке (подъемник + озеро). В пик туристического сезона на подъемник стоит чуть ли не километровая очередь. У нас, например, на эту экскурсию (подъемник + озеро) отводилось 4 часа, потом автобус с экскурсоводом должен был везти другую группу на пещеры. Я понимаю, что короткие экскурсии буквально рассчитаны по минутам, но, во-первых, в группе могут быть люди, которые передвигаются не быстрее черепахи, во-вторых, могут быть очереди или пробки на дорогах. У нас пробок на дороге не было, зато была огромная очередь на подъемник, в ней мы простояли 40 минут. Час времени уходит на подъем и спуск на канатке (30+30), на прогулку по вершине Малой Синюхи обычно отводится 40 минут. Поднявшись на вершину и увидев огромную очередь на спуск, поняли, что ни о какой спокойной прогулке не может быть и речи, вновь заняли очередь на подъемник и пока один человек стоял в очереди, остальные быстрыми перебежками передвигались по окрестностям, стараясь надолго не терять из виду стоящего в очереди. Потратив те же самые 40 минут на очередь, спустились вниз и поняли, что катастрофически опаздываем с возвращением на базу, так что о посещении озера пришлось забыть.

Помимо экскурсионных туров, предлагаются джип-туры (для адриналинщиков), сплавы на рафтах и моторафтинг. Прежде чем соглашаться на сплав даже по порогам 1-2 категории сложности, сначала посмотрите, как ведет себя Катунь, река эта довольно непредсказуема и капризна. Напротив нашей базы вода закручивалась водоворотами. Одно дело если вы уже имеете опыт сплава хотя бы по реке с нулевой сложностью и у вас вся группа будет такая, другое дело, если в вашей группе будет больше половины людей, которые никогда не держали в руках весла. Если вы относитесь ко второй половине, т.е. весла видели только на картинках, но сплавиться очень хочется (почему-то считается, что при посещении Алтая необходимо обязательно сплавится по Катуни), чтобы потом похвастаться перед друзьями и родственниками, можете схитрить - при посещении Камышлинского водопада прокатиться на моторафтах и потом ваше фото на этом рафте предъявить как фото со сплава. Тропа на Камышлинский водопад начинается на территории т/б «Царская охота» протяженность ее около 3-х километров, состояние тропы отвратительное, особенно в дождливый период, лучшей обувью здесь будут сапоги. До водопада от т/б можно доехать и на моторафтах, как и вернуться обратно. На территории базы стоят видеокамеры, которые автоматически настроены на моторафты, ведется непрерывная фото- и видеосъемка, для более эффектных кадров рулевые при подходе к камерам делают резкие развороты с брызгами и прыжками по волнам. При вашем желании (за 300 руб.) вам скинут на диск запись вашей лодки, там будет около 40 фотографий и минутный видеоролик (правда для его просмотра дома нужна специальная программа), одно из этих фотографий вы можете распечатать и повесить на стенку – мол, сплавлялись по Катуни, а то что весел в руках нет – так вы их потеряли по дороге.




(Камышлинский водопад. Когда-то он был высотой 12 метров, потом русло реки работники базы искусственно передвинули немного в сторону и теперь вода падает с высоты 20 метров).

Насчет джип-туров могу сказать только одно, мы так и не поняли, за что отдали деньги, толи у нас разное представление об экстриме, толи водитель посмотрел, что к нему в машину сели одни тетки и решил над ними не изгаляться. Если уж так хочется экстрима, то в вашем распоряжении суперскоростной канатный спуск с вершины горы через Катунь (полет в течение 3-х минут на скорости до 100км/час). Пробежитесь по дороге и обязательно наткнетесь на разрисованные рекламой машины, на них вас доставят на гору к началу канатки, назад, после полета, вернут на моторной лодке. Либо отправляйтесь на Каракольские озера на УАЗике, непередаваемые впечатления вам будут обеспечены. На УАЗики с вывеской «Каракольские озера» можно наткнуться также пробежавшись по дороге в п.Катунь. У подобного способа доставки до Каракольских озер есть два недостатка. Первый: вам придется самостоятельно набрать группу из 4-6 человек (зависит от вместимости этого УАЗика), либо дать свой телефон водителю в надежде, что найдутся такие же одиночки как вы и группу соберет водитель. Второй: вас довезут до пятого озера (нумерация озер идет сверху) и ткнут пальцем куда идти дальше, т.е провожатого не будет и вы, если не будет других туристов, первое озеро просто не сможете найти, хотя оно и находится в каких-то 200-ах метрах от второго.

Вообще на Каракольские озера я насчитала 3 вида туров, во всех турах до села Элекмонар доставляют на автобусах, далее туристы пересаживаются на проходимые машины типа УАЗ и ГАЗ и едут еще километров 30 по ухабистой дороге. Примерно в 8 км. от нижнего озера (седьмого) следует остановка для смены транспорта и небольшого отдыха. Дальше бездорожье, это значит не плохая дорога с большими ямами, как думают некоторые, а ее полное отсутствие, накатанные колеи и русла, по которым весной лавиной идет талая вода не в счет. Далее туристы либо идут пешком, либо пересаживаются на лошади, либо на полноприводный вездеход ГАЗ-66 (все машины с открытым кузовом и оборудованы сиденьями от автобуса). Те, кто идет дальше пешком (8+4км) или едет на лошадях (12+4км), увидят все семь озер. А пересевших на ГАЗ-66 ждет 12км. чистого незабываемого экстрима по бездорожью и пять озер. Дороги как таковой нет, вездеход идет, где по целине с метровыми колеями, где по руслам горных рек, заваленных камнями, иногда высота подъема составляла более 45град., иногда величина бокового крена была такова, что я диву давалась - почему наш транспорт не ложится на бок? (В начале тура кто-то из нашей группы спросил у сопровождающего, есть ли в лесу грибы, на что он ответил, - грибы есть, и когда мы поедем на открытом ГАЗ-66 вы даже может их в некоторых местах куснуть зубами. Сначала юмора мы не поняли, но потом оценили - при сильном крене машины, грибы можно было если не куснуть зубами, то, при желании, дотянуться руками однозначно было можно, а ГАЗ-66 оочень высокий.) Хотя говорят, что у этих машин конструкция такова, что чтобы завалить ее на бок, нужно очень сильно постараться и за двадцать лет работы у нашего гида таких случаев еще не было. А представляете, какой будет выброс адреналина, если по такой «дороге» проехать на УАЗике? А уж какой экстрим будет при поездке на квадроцикле! Правда цены на такую поездку запредельные.

Дорога, даже такая, кончается в районе пятого озера, дальше не пройдут даже лошади, только пешком вверх по тропе еще около 4-х километров. Пятое озеро находится на высоте примерно 1800 метров, первое – примерно 2100 метров, поэтому, рекомендую отправляться на Каракольские озера только после недельной адаптации на Алтае (случаи, когда потерявших сознание горожан приводят в себя под выхлопной трубой автомобиля совсем не анекдотичны), и не стоит брать с собой детей младше 10 лет, и тем более тащить за собой ребенка-астматика. Для взрослых те же ограничения – болезни суставов, астма, проблемы с сердцем, гипертония, ну и возраст, здесь вы уже должны решить для себя сами – как бы вы хорошо себя ни чувствовали, но подъем на такую высоту уже является для организма стрессом, если вы всю жизнь прожили на небольшой высоте (0-500 метров над уровнем моря). Тропа каменистая, местами по ней текут ручьи, местами она превращается чуть ли не в болото, поэтому лучше всего идти в туристических ботинках или кроссовках. Самый тяжелый переход от пятого озера к четвертому, потому что самый длинный, идешь, идешь, а куда идешь - непонятно. Далее озера располагаются друг к другу все ближе и ближе. Подъем с 1800 на 2100 практически не замечаешь, ну кроме подъема от второго озера к первому (он идет вдоль водопада, местами приходится подниматься на карачках), потому что все внимание уходит на то, чтобы не упасть и не переломать на такой тропе ноги.


(четвертое озеро, на мой взгляд самое живописное, с феншуйными полянками и зарослями карликовой березы)


(третье озеро)


(второе озеро, все сюда стремятся, чтобы походить по снежнику, еще в середине июня весь этот склон был покрыт снегом)


(а вдоль этого водопада нужно подниматься к первому озеру)

Телецкое озеро




(водопад Корбу на Телецком озере)


(водопад Киште на Телецком озере)

Слияние Чуи и Катуни


(на фотографии прямо видно, как перемешиваются воды разного цвета этих двух рек)

Голубое (гейзеровое, серебряное) озеро



Уникальность этого озера вызвана тем, что периодически (не обязательно, что вам повезет с первого раза) из его дна пробиваются родники и выталкивают из своих недр частицы голубой глины и грунта, которые расходятся по сторонам, создавая постоянно меняющиеся причудливые узоры, как в детском калейдоскопе. Наш гид очень не хотела нас туда вести, говорила ничего примечательного в нем нет и все эти фотографии простой фотошоп. И была сильно поражена, увидев это великолепие. Такое она здесь видела в первый раз, все предыдущие разы ее посещения это озеро было ничем не примечательным водоемом с серым дном.

Мимо этого места на Чуйском тракте многие не могут проехать мимо, чтобы не оставить свой автограф.



Здесь стены песчаные, но чтобы выцарапать на них надпись, нужно постараться, за несколько дней песок поплывет, осыпется и через пару недель вновь будет идеально ровная стена для следующих любителей увековечить себя в истории.

Так называемый беляк:



PS:
1. Путешествовали мы по Алтаю 14 дней, каждый день куда-нибудь выезжали, жили не на бюджетной базе, плюс услуги медицинского центра, всякие масочки и массажи и все равно нам это обошлось на 30% дешевле, чем если бы мы купили похожий 12-ти дневный тур, причем с проживанием в палатках или домиках без удобств. А посмотрели мы то же самое, даже чуть-чуть больше, правда не были на каменных грибах и не увидели ледник Аркту, но вместо них посетили другие объекты.
2. Если соберетесь отдыхать в районе оз.Ая, запасайтесь наличкой, банкоматов там нет, придется ехать в Горно-Алтайск или во время экскурсий просить руководителя группы остановиться где-нибудь у банкомата, если они будут встречаться по дороге.
3. Если в графиках туров, которые вы возьмете у представителей турфирм, сидящих в районе вашего отдыха, экскурсии не будут приписаны к определенному дню недели, то лучше поинтересуйтесь, какие группы уже набраны на ближайшие дни и запишитесь в эти группы, в таком случае выезд вам будет гарантирован. В противном случае, может оказаться, что вы, записавшись на какой-нибудь тур в определенный день недели можете оказаться в единственном числе и выезд, соответственно, не состоится. На Каракольские озера тоже лучше записываться в уже набранную группу, потому что в противном случае можете пролететь как фанера над Парижем и вообще не попасть на озера.

@темы: Алтай

URL
   

Terra

главная